Бодхисаттва (Материал из Википедии — свободной энциклопедии): Бодхисаттва АвалокитешвараБодхисаттва (санскр. — «тот, чья сущность — просветление»), Бодхисатва, Бодисатва — в буддизме человек или иное существо, стремящееся достичь состояния Будды ради спасения всех живых существ.
Бодхисаттва в раннем буддизме
Образ Бодхисаттвы появился уже в раннем буддизме. Путь бодхисаттвы прошли Будды прошлого и Шакьямуни — Будда современного периода. Кроме того, почитается бодхисаттва Майтрейя (пали Меттейя), который в будущем родится среди людей и станет Буддой, и его приход станет золотым веком.
Учение тхеравады не рассматривает специального пути бодхисаттв как практики, однако использует сходные практики метты развития любви и сострадания ко всем живым существам. Метта является важной практикой для достижения нирваны — полного освобождения от аффектов и прекращения перерождений, выхода из сансары, но не в смысле обретения полного всеведения.
Бодхисаттва в Махаяне
Махаяна придаёт большое значение практике бодхисаттв. С позиции Махаяны бодхисаттва — тот кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ. Путь Бодхисаттвы начинается с принятия обетов, этот путь считается доступным каждому.
С этой точки зрения те теоретические или практические школы, которые проповедуют только цели личного спасения (шраваки и пратьекабудды) называются «хинаяной», или «малой колесницей». Сама же «махаяна» называется «великой колесницей». (Ещё одно название — «бодхисаттваяна», «колесница бодхисаттв».) Любой буддист, даже мирянин, может породить в себе бодхичитту — устремлённость к Пробуждению: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!». Основа бодхичитты и вообще махаяны — сострадание к живым существам, мучающимся в колесе перерождений, стремление всех их привести к нирване. Те, кто способен не только породить и сохранить в себе эту устремлённость, но и развивать её, дают обет бодхисаттвы перед своим гуру и приступают к практике шести парамит — уровней, качеств бодхисаттвы:
дана-парамита — совершенство даяния;
шила-парамита — совершенство соблюдения обетов;
кшанти-парамита — совершенство терпения;
вирья-парамита — совершенство усердия, мужества;
дхьяна-парамита — совершенство созерцания;
праджня-парамита — совершенство мудрости.
В этом смысле бодхисаттвой может быть назван каждый махаянист, практикующий бодхичитту.
Но в более узком смысле бодхисаттвами называют бодхисаттв-махасаттв (великих существ) — мифологизированных, а чаще чисто мифологических персонажей махаянского пантеона. Таковы Авалокитешвара — бодхисаттва сострадания, Манджушри — бодхисаттва мудрости, Тара — женщина-бодхисаттва, превратившая свою женственность в средство спасения живых существ, и многие другие. В народном буддизме эти великие бодхисаттвы-махасаттвы воспринимаются как податели мирских благ, но для серьёзно практикующих людей сохраняют своё значение руководителей и помощников на пути Пробуждения.
Десять деяний (англ. dasakarma, санскр. — десять из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы, прохождение которых придает альтруистический характер всей последующей деятельности.
Десять деяний включает в себя:
материальную помощь другим людям;
помощь советами;
терпимость к чужим взглядам и поступкам;
самоотверженность в служении другим;
правильное понимание своего долга;
появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в «стране Будды»;
свободу от привязанностей к двум крайним взглядам — существованию вещей и несуществованию вещей;
обретение добродетелей, которые трудно обрести;
проповедь и распространение учения Будды;
постижение сущности «срединного пути».
Источник: Википедия
Добавлено (2007-10-11, 2:25 Am)
---------------------------------------------
Бодхисаттва
Санскр. "существо, стремящееся к просветлению". В буддийской мифологии и философии человек (или какое-нибудь другое существо), который принял решение стать буддой.
Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечного круга перерождений - сансары и спасти все живые существа от страданий. Концепция бодхисаттвы в учениях хинаяны и махаяны несколько различна. Согласно хинаяне, путь бодхисаттвы прошли только Будды уже завершившихся мировых периодов (их число не превышает 24) и Будда современной эпохи Шакьямуни; проходит этот путь и Будда Грядущего Майтрея. Все же остальные люди могут достичь лишь состояния архата. В махаяне путь бодхисаттвы доступен для всех. Число бодхисаттв в махаяне теоретически бесконечно, и они обитают не только в земном мире, но и в других мирах (число которых тоже приближается к бесконечности).
Путь бодхисаттвы начинается с "поднятия духа прсветления", после чего бодхисаттва (обычно в присутствии того или иного Будды или другого бодхисаттвы) дает обеты спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своем пути шесть парамит (совершенств), бодхисаттва достигает "противоположного берега", т. е. нирваны. С помощью парамит бодхисаттва добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием бодхисаттвы.
Поскольку Будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие бодхисаттвы (махасаттвы), достигнув просветления, предпочитают остаться в сансаре, добровольно подчиняясь законам кармы, пока все живые существа не спасены.
Путь бодхисаттвы разделен на уровни (бхуми). В ранних махаянистских сутрах этих уровней насчитывается семь, но примерно с III в. н. э. их число увеличивается до десяти. Длительность пути бодхисаттвы равняется примерно трем "неисчислимым кальпам" (каждая - миллионы лет), причем в течение первой кальпы достигается только первый уровень, в течение второй - седьмой, а в течение третьей - десятый. На своем пути бодхисаттва перерождается много раз, причем в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Бодхисаттва десятого уровня может сам выбирать форму своего существования и даже иметь одновременно несколько воплощений.
В пантеон махаяны в качестве бодхисаттв включены реально жившие люди, которых впоследствии (а отчасти даже при жизни) наделили мифологическими чертами. среди них - индийские учителя и теоретики буддизма (Нагарджуна, Шантидева, Асанга), основатели тибетских школ буддизма. Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические бодхисаттвы. Их имена встречаются уже в самых ранних махаянистских сутрах. В "Садхармапундарике" упоминаются 23 бодхисаттвы, в "Вималакиртинирдеше" - более 50. В литературе махаяны часто приводится список из восьми бодхисаттв: Самантабхадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Манджушри, Майтрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Сарваниваранавишкамбхин; к ним прибавляют еще двух - Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю.
В Индии наиболее популярными бодхисаттвами являются Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтря; в Китае и Японии - Авалокитешвара, образ которого претерпел здесь значительную метаморфозу и обрел женский облик (Гуань-инь, Каннон), и Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо); в Тибете и Монголии - Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри.
Каждый бодхисаттва входит в мифологическую семью какого-либо Будды (например, Авалокитешвара выступает как эманация Будды Амитабхи и т. д.) и представляет собой активный аспект данного Будды. В мифологии ваджраяны каджому из пяти Будд Созерцания (Дхьянибудд) соответствует определенный бодхисаттва. Таким образом, мифологические бодхисаттвы не всегда проходят путь бодхисаттвы, а скорее являются эманациями Будд. Из мифологических бодхисаттв могут в свою очередь эманировать другие бодхисаттвы и божества (например, Ямантака - из Манджушри).
Высший духовный иерарх Тибета Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары."
Источник: Новости религий мира
http://www.religio.ru/lecsicon/02/107.html