Сострадание ко всему живому в природе (разумеется, и к людям) - это сердце и центр буддизма. Я бы сказала, что это преимущество духовной традиции буддизма перед христианской, где акцент делается лишь на любви к людям. В наше время, когда мир полон экологических проблем, это преимущество буддизма делается особенно зримо и актуально. Всё в мире взаимосвязано: нарушается в одном - последствия сказываются на всех. Мир предстаёт перед ними как единый организм, и болезнь в одной его части (в природе) сказывается на всём организме. И всё же, хотя я и подчеркнула, что сострадание ко всему живому в природе - это преимущество буддийского мировоззрения, всё же подлинная духовность и святость не знает границ религий. В христианстве в лице святых мы можем обнаружить похожий идеал.
Приведу для сравнения слова Сутры любящей доброты:
Подобно тому, как мать любит единственного ребенка
И его защищает с риском для жизни,
Мы развиваем любовь без границы
Ко всему живому в природе.
Пусть эта любовь наполнит собою весь мир
И не встретит преграды.
Пусть уйдут навсегда из нашего сердца неприязнь и вражда.
Если мы пробудились, стоим или идём, лежим или сидим,
В своем сердце храним мы любовь без границы
И это благороднейший жизненный путь.
Кто испытал любовь без границы,
Освободится от страстных желаний,
Жадности, ложных суждений,
Будет жить в истинном разуме и красоте.
А теперь приведу слова христианского святого Исаака Сирина (48 слово):
И что такое сердце милующее? - и сказал: возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу.