Суббота, 2017-05-27, 8:26 PM
 
Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Вопросы духовного пути » Христианство » Об отношении христиан к нехристианам
Об отношении христиан к нехристианам
MisticДата: Среда, 2007-10-10, 7:51 PM | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
Наблюдая уже много лет за отношением христиан к нехристианам, я замечаю, что нередко христиане уподобляются фарисею из притчи Христа, который благодарит Бога за то, что «не такой, как прочие люди» и «не такой как этот мытарь». Под мытарем они понимают окружающих их неверующих, мусульман, иудеев, буддистов и людей прочих верований.

Причём осуждают они таковых вовсе не за какие-то явные грехи (хотя осуждать нельзя и за грехи), но за то, что таковые люди так и не обратились ко Христу явным образом. Логика таковых христиан сводится к тому, что они принадлежат Богу, а все «прочие люди» - дьяволу, что они – праведны, а все «прочие люди» погрязают в сплошных грехах. Хотя на самом деле картина бывает разной: и христиане тоже грешат, и среди нехристиан тоже есть достойные люди. Но самое страшное – это пренебрежительное и неуважительное отношение со стороны таких христиан к убеждениям других.

Как же христиане должны относиться к неверующим и людям других религий и их убеждениям?

Недавно почивший православный священник Георгий Чистяков прочитал подробную лекцию о том, как ощущают присутствие Бога люди других религий и неверующие: "Религиозное чувство как психологический феномен". Сейчас эта лекция есть в библиотеке нашего сайта http://spasi-i-sohrani.com/books/georgij/georgij.php
В этой лекции он приводит исследования разных мыслителей и богословов и делает заключение:

«В мире духовности важно не то, что отделяет одни конфессии от других, но то, что отделяет эти конфессии от их мистических ответвлений. И оказывается, что на уровне молитвы, на уровне исихазма и мистики Гуго де Сен-Виктора или святого Франциска, мистики суфиев или хасидов, о которых так прекрасно рассказывает Мартин Бубер в своих «Хасидских преданиях», возможна не только полная толерантность религий одной по отношению к другой, но возможно и полное их взаимное понимание, на самом глубоком и самом серьезном уровне. Более того, возможным оказывается и взаимообогащение друг друга мистиками разных религий, и живой молитвенный контакт, и ссылки друг на друга в мистической литературе.

Так, митрополит Антоний довольно часто ссылается на опыт буддийских монахов и на Упанишады, на тексты Талмуда, других нехристианских писаний. А Ганди постоянно использует в своих текстах Евангелие и слова Иисуса. Для иудея Мартина Бубера играет большую роль все то, что о молитве говорят византийские и русские исихасты, а самого Бубера, начиная с Льва Шестова и Семена Франка, постоянно цитируют христианские богословы, не говоря уже о западных мыслителях, которые видят в Бубере одного из самых больших религиозных гениев XX века.

…Порою приходится читать в записках людей нашего времени, которые были воспитаны в атеистической среде и никогда ничего не слышали о Боге, как они переживали восторг от ощущения Божьего присутствия, не зная, что это такое и не понимая, к чему они неожиданно прикоснулись и чего коснуться дала им жизнь.

Нет, оказывается, что религиозное чувство посещает человека вне зависимости от того, как и в каких установках он воспитан, вне зависимости от того, каков его культурный уровень, и вне зависимости от того, к какой именно культуре в плане национальном он принадлежит. Это абсолютно живое чувство, которое посещает человека в лучшие мгновения его жизни, совершенно независимо от того, что мы пережили раньше и как мы были к этому переживанию Бога подготовлены или, вернее, не подготовлены.»

Добавлено (2007-10-10, 7:51 Pm)
---------------------------------------------
Продолжу тему.
Вот размышления другого православного богослова – достаточно консервативного митрополита Антония Сурожского:

«Что касается нехристианских религий, я думаю, что Бога никто не может выдумать, и поэтому всякая религия, которая говорит о Боге, говорит изнутри какого-то непосредственного опыта Божества Греческое слово “теос” – Бог – имеет два корня. Один корень говорит о Нем как о Творце, а другой корень как бы направляет мысль на то, что это Тот, перед Которым поклоняются. И немецкое слово Gott или английское God – от предгерманского корня, означающего “тот, перед которым падаешь на колени”... Я думаю, что нет ни одного человека на земле, который когда-либо не пал на колени перед Живым Богом, Чью близость он вдруг ощутил, – и который не встретил бы Живого Бога[/b]. Как он потом этот свой опыт начнет выражать умственно, какие формы ему придаст, как истолкует его – вот тут могут начаться отклонения, ошибки, но коренной опыт, мне кажется, всегда реален.

Конечно, можно сказать, что человек может стать предметом искушения от сатаны, но тут критерий есть. Святой Серафим Саровский говорил о том, что если внутреннему опыту сопутствует свет ума, теплота сердца, радость, чувство глубокого смирения и благодарности, можно думать, что этот опыт от Бога. Дьявол холоден; когда мы под его действием, мы вступаем в область мрака, холода, гордыни и т.д. Если в человеке есть первое, то можно сказать, что он коснулся края ризы Христовой. Я не говорю, что он приобщился к Богу полностью, но его опыт принадлежит области Божией.

… Может быть, я скажу это и в позор себе, но я очень многое понял в христианстве и в православной вере от чтения и от общения с нехристианами, просто с секуляризованными людьми, с неверующими, которые были, если можно так выразиться “человеками”, то есть в которых я увидел настоящего человека, способного на любовь, на жертвенность, на сострадание, на милосердие, на всё то, о чем говорит притча об овцах и козлищах. Там ни одного слова не сказано о том, что люди будут судиться по тому, какие были у них богословские убеждения; вопрос только в том: ты был человеком или ниже человека? Если был человеком, тебе открыт путь божественный; если ты не был даже человеком, тогда не требуй небесного. И вот мне кажется, что везде можно найти очень много ценного, – не открываясь всему, а вглядываясь во всё.» ( статья «Мы должны нести в мир веру – не только в Бога, но и в человека»)

Тут митрополит Антоний затрагивает важную мысль о том, что доброе способны совершать не только христиане, но и неверующие, и что иногда бывает у таких людей и христианам поучиться полезно, и что слова Христа в Евангелии о суде не касаются религиозной принадлежности, а касаются совершения добра. Говоря эти странные для некоторых христиан слова, митрополит Антоний держится вполне в рамках провославного богословия.

Например, христианский мыслитель 2 века Иустин Мученик писал: «"Христос есть Первородный Бога, Его Логос, к которому причастны все люди: … Все жившие согласно Логосу суть христиане, даже если их считали безбожниками — как, например, у греков Сократ, Гераклит и подобные им…" (Иустин Апология, 1,46.)

Присутствие Бога не ограничено рамками одного христианства, и люди, которые живут по нравственному закону, записанному в их совести, тоже делаются причастны ко Христу, хотя и неосознанно. Но Христос живёт и в их жизни.

Писал об этом и другой христианский богослов – святой Максим Исповедник:
"Святой Дух присутствует в каждом из сущих, особенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову2. Ибо Он, будучи Богом и Духом Божиим, содержит в Себе ведение о каждом3, промыслительно проникает во всех, насколько это возможно, возбуждает в каждом естественный разум, через который приводит в сознание греховности соделанного вопреки закону природы всякого, кто способен [это] чувствовать и обладает здравым произволением для восприятия правильных естественных помыслов. И в самом деле, даже среди крайне грубых варваров и кочевников мы находим многих, усвоивших себе высокое нравственное благородство4 и отвергших издревле господствовавшие у них зверские законы.
Стало быть, во всех [людях] вообще присутствует подобным образом Святой Дух. … Итак, [Святой Дух] пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, [о всех] промышляет и [во всех] возбуждает естественные семена [добра].."
(прп. Максим Исповедник, Вопросоответы, ВОПРОС XV )

Таким образом можно заключить, что неверующие и нехристиане вовсе не лишены Бога.
Более того, когда они совершают христианские поступки, они, не зная христианство разумом, по духу делаются христианами.


Будь честен перед самим собой
 
elenberg2007Дата: Среда, 2007-10-17, 9:18 PM | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус: Offline
Mistic : Таким образом можно заключить, что неверующие и нехристиане вовсе не лишены Бога. Более того, когда они совершают христианские поступки, они, не зная христианство разумом, по духу делаются христианами.
======================================================
С Вами согласен !


Богоед -Целитель

исцеленние рака, проказы, инфарктов, инсультов, табакокурения, алкоголизма, наркомании, сексуальной зависимости, депрессии, страхов, неуверенности в себе и так далее.

 
Форум » Вопросы духовного пути » Христианство » Об отношении христиан к нехристианам
Страница 1 из 11
Поиск: