Воскресенье, 2017-07-23, 9:52 AM
 
Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Вопросы духовного пути » Христианство » Христианская культура
Христианская культура
MisticДата: Пятница, 2007-10-12, 1:16 AM | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
Мне думается, что тема культуры и тема творчества тесно связаны друг с другом. Потому что культура - это и есть многообразные формы творчества человека через картины, музыку, архитектуру, литературные произведения, философия и многие другие достижения человечества. В этой небольшой статье я хочу рассмотреть культуру, порождённую христианством.

Человеческий язык, на котором мы говорим, представляет из себя набор символов в виде слов, которые отражают предметы или явления жизни. Например, мы говорим "стол" по-русски или "тейбл" по-английски, и под этими словами мы понимаем конкретный предмет. Слово, таким образом, является всего-лишь символом реального предмета.
Но символом (языком) может быть не только слово, но и рисунок или музыка или определённые жесты. Всё это - неотъемлемые составляющие части жизни человека. И так рождается культура.

Культура, таким образом, - это тоже определённый язык человека.
Начиная с первобытных времён, люди имеют наскальные рисунки, музыкальные ритмы и ритуальные танцы. В дальнейшем культура развивается и становится всё более сложной и возвышенной.

Христианство тоже неразрывно связано с культурой. Поэтому в Церкви есть своя живопись - иконы, своя богослужебная музыка и пение и свои богослужебные ритуалы. Всё это - символический язык веры.
В самом деле, почему христианство должно в этом отношении оказаться на уровне более примитивном, чем первобытные дикари?

Добавлено (2007-10-12, 1:14 Am)
---------------------------------------------
Отрывок из книги отца Александра Меня: "Таинство. Слово. Образ":

"ОБЛИК ХРАМА

Облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый характер.

Во дни гонений христиане сходились для молитвы и Литургии в частных домах или в подземных усыпальницах — катакомбах.

Продолговатый стол, за которым верующие тех времен возлежали за братской трапезой, постепенно был заменен гробницей мученика. Саркофаг с горящими на нем свечами стал прообразом алтаря западнохристианского стиля.

Обычай совершать таинство «преломления хлеба» над могилой страдальцев за веру как бы утверждал правоту Тертуллиана, говорившего: «Кровь мучеников — семя христиан».

В катакомбах родилось христианское искусство. Образцом для него послужила роспись иудейских молитвенных домов (синагог), поскольку христиане первого поколения были тесно связаны с ветхозаветной традицией. Синагоги и усыпальницы еврейского народа украшались в то время фресками и мозаиками, среди которых были не только орнаменты и символы, но и сцены из Священной Истории6. Искусство катакомб свидетельствует о том, что Церковь всегда принимала и благословляла жизнь. На стенах первохристианских храмов мы видим изображения птиц, плодов, цветочных гирлянд. Символика этих ранних фресок навеяна образами Нового Завета (Добрый Пастырь, виноград, рыбы, агнец, корабль).
...
Исторически христианский храм был преемником синагоги, служившей «домом собрания», местом молитвы, проповеди и чтения Слова Божия.

Первые христианские храмы строились по принципу римских общественных зданий — базилик. Они представляли собой прямоугольные постройки с рядами колонн, разделяющих помещение на «нефы», или «корабли». Все здание должно было символизировать корабль Града Божия, плывущий по волнам истории. Наружному декору базилики уделялось мало внимания, зато внутри ее украшали мрамором и мозаикой.

Эту же черту — художественное богатство интерьера при весьма скромном, даже суровом внешнем виде храма — сохранило и византийское искусство. Но в Византии идея «корабля», «дома собрания» дополнилась идеей космоса, которая присутствовала еще в убранстве ветхозаветного Храма. Таким образом византийская архитектура соединила в себе два начала, в Ветхом Завете разделенные. Там параллельно существовали Храм как «Дом Божий» и синагога как «дом собрания». Церковь Нового Завета создала синтез того и другого, о чем ясно свидетельствует византийский храм. Он предназначен для народа и одновременно является своего рода «космическим ковчегом» для пребывающего в нем Творца. Храм стал символом одухотворенного мира, прообразом грядущего обожения Вселенной. Купол, означающий «твердь небесную», образ Вседержителя, лики ангелов и святых, евангельские сюжеты — все это соединялось в единую симфонию: Бог, царства Неба и земли, Священная история.

Добавлено (2007-10-12, 1:15 Am)
---------------------------------------------
Продолжение:
В Византии сложилось искусство иконописи, целого мира образов, подчиненного собственным законам. Его истоки связаны с Малой Азией, Египтом, Парфией. Икона почти не зависит от классической античности. В отличие от натурализма греко-римской живописи, она говорит на условном языке символов. Чистые краски, певучие линии, необычная перспектива и композиция рождали у созерцающего икону особое состояние. Он приобщался к вечной красоте, к реальности, открытой мистическому взору.

Из Византии иконопись пришла в Болгарию, Румынию, Сербию, но высочайшего расцвета достигла на Руси. Правда, с XVII века это поразительное искусство пришло в упадок, и только наше столетие как бы заново открыло его художественную и духовную ценность.

Космическая символика храма получила свое развитие и на Западе — в романском, и особенно готическом искусстве. Готика одела храмы каменными кружевами, в которые вплетено все многообразие творений: люди и духи, растения и драконы, аллегории страстей и добродетелей; витражи наполняли храм радугой цветов, а устремленные ввысь линии окон, порталов и башен словно возносили всю эту мощную симфонию к небу."

"ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ И МУЗЫКА

Блаженный Августин говорил, что в музыке и пении человек может излить восторг и полет души. Мелодия дает простор тому, что не умещается в границах слов. Вот почему религиозная жизнь во все века искала музыкального выражения10.

Ветхозаветные пророки пели под звуки струнных инструментов; оркестры и хоры Храма были неотъемлемой частью богослужения. Указания на них можно найти почти на каждой странице Псалтири.

Синагогальное пение состояло в «кантиляции»: ведущий произносил текст псалмодически, нараспев, украшая речитатив музыкальными узорами. Эти восточные мелодии легли в основу церковных песнопений классической эпохи. Влияние Востока закрепилось тем, что выдающиеся композиторы IV—VIII веков — святые Ефрем, Роман Сладкопевец и Иоанн Дамаскин — были родом из Сирии и широко пользовались народной музыкой своей родины.

Григорианские хоралы латинян, как и расшифрованные недавно византийские напевы, отличаются ярко выраженным «восточным» характером. Это протяжное, унисонное пение мало похоже на то, что звучит сегодня в русских храмах.

На Западе св. Амвросий (IV век) ввел антинфонное пение (на два хора) по образцу Иерусалимского Храма и положил начало системе восьми «гласов». Унификацию латинского пения провел папа св. Григорий Великий (VI век), по имени которого названы католические хоралы.

Немалый вклад в музыкальную культуру Церкви внесли монастыри Византии, Руси и Болгарии. Особенно велика была роль знаменитого подвижника Феодора Студита (XI век), оставившего богатое наследие «распевов».

Большинство гимнотворцев Востока и Запада опирались на традицию Иерусалима, а также на народную песенную культуру своих стран: Греции, Италии, Сирии, Армении, Эфиопии. Индивидуальное творчество в церковной музыке расцвело лишь на исходе Средних веков. Крупнейшим католическим композитором XVI века был Палестрина (Джиованни Пьерлуиджи), написавший сопровождение для Литургии (несколько десятков вариантов). Среди протестантов той эпохи особенно выделялся Гендрих Шютц. Впоследствии многие композиторы — от Баха, Моцарта, Бетховена и Листа до Бриттена и Пендерецкого — создавали богослужебную музыку.

В России индивидуальное музыкальное творчество получило широкое распространение, начиная с XVII века. В XIX и XX веках для храма писали Глинка, Чайковский, Рахманинов, Стравинский, но существовала плеяда композиторов, целиком посвятивших себя литургической музыке (Ведель, Бортнянский, Гречанинов и др.).

В настоящее время старинные распевы, которые были записаны крюковыми нотами, привлекают все большее внимание. Расшифровка их привела к подлинному возрождению музыки, сложившейся в монастырях Афона и Древней Руси.

Первый орган был привезен на Запад из Византии (в VIII веке), но в самой Восточной церкви инструментальное сопровождение храмового пения не привилось. Тем не менее в принципе употребление музыкальных инструментов в церкви не противоречит Православию. Ведь именно Библия призывает нас: «Хвалите Его на струнах и органах». "

Добавлено (2007-10-12, 1:16 Am)
---------------------------------------------
Отрывок из лекции отца Александра Меня "Вера и культура":

"Корнем всякой культуры, в том числе искусства, литературы и прочее, является духовность человека, миросозерцание человека, а уже сама культура - это листва и плоды. Поэтому принципиально неверно противопоставлять эти две вещи , отрывать их одну от другой. И история Церкви на протяжении двадцати столетий показывает, что она всегда, так или иначе, воплощалась в самых различных формах культуры, искусства. Hаследие античности, было ассимилировано Церковью.

Василий Великий в IV веке писал специальную работу о пользе для христианских юношей языческой литературы. Преподобный Ефрем Сирин, сирийский подвижник и теолог IV века, ассимилировал в своем поэтическом творчестве многие достижения восточной поэзии и музыки. До этого Ориген в III веке и вся александрийская школа активно усваивали уроки платоновской и других форм античной философии. Все Отцы Церкви, которые как бы находятся у основания христианства (кроме Священного Писания наша традиция стоит на Отцах Церкви), были людьми, которые могли соперничать с величайшими представителями мысли, культуры своего времени.

Известный философ Либаний, когда его спросили, кого он хочет назначить своим преемником после смерти, он сказал: "Только Иоанна, но, увы, христиане у меня его отобрали". Это был Иоанн, Златоуст впоследствии. Григорий Богослов, или Григорий Hазианзин, учился в афинском университете изучал все то, что там… все семь свободных искусств, и математику, и риторику, и философию. Точно так же учились в языческих школах и другие Отцы Церкви. Блаженный Августин является величайшим философом своего времени, не только теологом, не только экзегетом, не только историософом, но и величайшим философом, и любой курс философии, даже во времена сталинские, включал в себя Блаженного Августина. Таковы Отцы Церкви. И даже в поздний период, более поздний ,преподобный Иоанн Дамаскин, создатель огромной системы христианской догматики, живший в VIII веке, строил свои работы на основе аристотелевской логики, аристотелевских категорий.

Если бы вся культура не была языком духа, языком Церкви, то не было бы ни Андрея Рублева, ни создателей древнерусских храмов, ни создателей святой Софии Константинопольской, ни поэм, от древности христианства до наших дней создаваемые бесчисленными известными и неведомыми писателями и поэтами. Что такое православное богослужение? Это огромный корпус высокохудожественного творчества. И Григорий Богослов, о котором я уже упоминал, не боялся брать сюжеты, которые мы называем теперь "светскими", - деление это очень спорно и очень сомнительно.
Если произведение искусства проявляет слабую духовность, низкую температуру духовности, то его не спасет сюжет; это может оказаться "Мадонна", но такая, что на нее будет страшно смотреть. Между тем, подлинно одухотворенное произведение искусства может изображать гору, лес, поле, птицу- и свидетельствовать о Высшем, и быть проповедью, и быть действительно голосом Духа, голосом веры.
Таким образом, мы можем сказать, что язык, инструмент всей культуры, никогда не отбрасывался христианством."


Будь честен перед самим собой
 
elenberg2007Дата: Среда, 2007-10-17, 7:49 PM | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус: Offline
Mistic !
======================================================
А как Вы относитесь к современной Христианской культуре ?



Богоед -Целитель

исцеленние рака, проказы, инфарктов, инсультов, табакокурения, алкоголизма, наркомании, сексуальной зависимости, депрессии, страхов, неуверенности в себе и так далее.

 
MisticДата: Среда, 2007-10-17, 11:20 PM | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (elenberg2007)
А как Вы относитесь к современной Христианской культуре ?

Это зависит от того, что вы понимаете под современной Христианской культурой.
Ко многим проявлениям западной цивилизации я отношусь как откату от культуры, хотя общество там считается христианским.
Если вы имеете ввиду современную христианскую музыку, например, или стихи, то отношусь терпимо. Если людям это нравится и даёт им духовную пищу, то это их право и их личное дело, какой культурой пользоваться, древней или современной.
Но вообще для меня понятие Культуры связано с тем, что проверено поколениями.


Будь честен перед самим собой

Сообщение отредактировал Mistic - Среда, 2007-10-17, 11:21 PM
 
elenberg2007Дата: Четверг, 2007-10-18, 5:54 PM | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус: Offline
Mistic : Если вы имеете ввиду современную христианскую музыку, например, или стихи, то отношусь терпимо. Если людям это нравится и даёт им духовную пищу, то это их право и их личное дело, какой культурой пользоваться, древней или современной.
=======================================================
Как Вы Чувствуете, какой Должна Быть современная Христианская Культура ?


Богоед -Целитель

исцеленние рака, проказы, инфарктов, инсультов, табакокурения, алкоголизма, наркомании, сексуальной зависимости, депрессии, страхов, неуверенности в себе и так далее.

 
MisticДата: Пятница, 2007-10-19, 5:48 PM | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (elenberg2007)
Как Вы Чувствуете, какой Должна Быть современная Христианская Культура ?

Понятие "должна быть" относительное.
Должна быть для кого?
Одним людям нравится одно, другим - другое.
Мне нравится традиционная христианская культура.


Будь честен перед самим собой
 
elenberg2007Дата: Пятница, 2007-10-19, 7:52 PM | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус: Offline
Mistic : Мне нравится традиционная христианская культура.
======================================================
Если я Вас правильно понял, то эта Культура основанна на Духовности ?


Богоед -Целитель

исцеленние рака, проказы, инфарктов, инсультов, табакокурения, алкоголизма, наркомании, сексуальной зависимости, депрессии, страхов, неуверенности в себе и так далее.

 
MisticДата: Воскресенье, 2007-10-28, 5:45 PM | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (elenberg2007)
Mistic : Мне нравится традиционная христианская культура.
======================================================
Если я Вас правильно понял, то эта Культура основанна на Духовности ?

Конечно. А как может быть иначе, если люди, которые её создавали, верили в Бога, в Евангелие, в любовь?


Будь честен перед самим собой
 
Форум » Вопросы духовного пути » Христианство » Христианская культура
Страница 1 из 11
Поиск: