Рош-ха-Шана, Йом Кипур и Суккот глазами библеиста - Форум
Понедельник, 2017-01-16, 5:58 PM
 
Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Вопросы духовного пути » Иудаизм » Рош-ха-Шана, Йом Кипур и Суккот глазами библеиста
Рош-ха-Шана, Йом Кипур и Суккот глазами библеиста
MisticДата: Четверг, 2007-10-11, 1:25 AM | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
13 сентября иудеи праздновали начало нового года. Этот праздник происходит из Ветхого Завета и носит название "Рош-ха-Шана". Иудеи верят, что в этот день Бог судит людей за прожитый год. Через 9 дней после этого по Ветхому Завету наступает праздник Йом-Киппур - день Искупления, день строгого поста, когда нельзя есть и пить. Это день покаяния (своего рода аналог Страстной пятницы христиан). В течение этих 9 дней иудеи просят прощение за грехи прошлого года и верят, что в день Йом-Киппур получают прощение. Через 14 дней после Рош-ха-Шана наступает праздник Кущей, когда иудеи делают себе шалаши и перебираются в них на время праздника, длящегося 7 дней. Для них это служит напоминанием того времени, когда они странствовали по пустяне до заселения обетованной земли, а так же духовным прообразом завершения земной жизни, когда человек покидает жилище своего тела и переселяется в небесные "кущи", образно выражаясь.

Для христиан эти праздники не утрачивают своего духовного (символического, прообразного) значения. Вот как об этом пишет библеист Д.В.Щедровицкий:

"И сказал Господь Моисею, говоря:
Скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник Труб, священное собрание…
(Лев. 23, 23–24)
В иудейской традиции данный праздник именуется Рош га-Шана — «глава [в смысле начало] года», т. е. Новолетие.
... Новолетие названо в Лев. 23, 24 «праздником Труб» (в оригинале ‹тэруа› — «трубления»): имеется в виду трубление в бараний рог — «шофар». Название именно этого музыкального инструмента упоминается при описании Богооткровения на Синае (в Синодальном переводе — «звук трубный»):
…И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил — и Бог отвечал ему голосом. (Исх. 19, 19)
Повеление трубить в шофар («трубу», согласно Синодальному переводу) повторено в одном из псалмов:
…Трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего; Ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева. (Пс. 80, 4–5)

Единственный библейский праздник, совпадающий с новомесячием (отмечаемый первого числа седьмого месяца, т. е. Тишри),— это Новолетие. Именно о нем тут, следовательно, и говорится. А словом «устав» переведено древнееврейское ‹мишпа› — «суд».
Ежегодный суд над всеми сынами человеческими происходит в этот праздник у Бога Иаковлева. В день Новолетия, по преданию, раскрываются небесные книги, и каждому человеку Всевышний подписывает в течение дня приговор на весь наступающий год — к жизни или смерти, к благу или страданиям… Грозное описание такого суда находим в Книге Даниила:
Видел я, наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. (Дан. 7, 9–10).

Тревожные звуки шофара призваны в этот праздник пробудить души верующих к покаянию: даже глубоко погрязшим в грехах даруется возможность смягчить приговор добрыми делами и молитвами. Этому и посвящены в иудейской традиции «десять грозных дней» — от праздника Труб до Дня Очищения, в который приговор окончательно утверждается («запечатывается») десницей Господней.

Кроме того, трубление в библейской метафорике указывает на воскресение мертвых:
…И пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. (Матф. 24, 31)
Таким трублением при втором пришествии Мессии будут созваны на суд умершие (I Фес. 4, 16). Подобно этому, ежегодное трубление в Новолетие призывает каждого духовно воскреснуть — начать новую жизнь пред лицом судящего Творца.

Итак, роготрубление в Новолетие — прообраз и воскресения мертвых, и их призвания на суд (об этом напоминает резкий, тревожно-пронзительный звук шофара — ср. I Кор. 15, 52).
Воскресение мертвых и последующее торжество праведников Даниил предвещает такими словами:
И многие из спящих в прахе земли пробудятся — одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда. (Дан. 12, 2–3)

Добавлено (2007-10-11, 1:23 Am)
---------------------------------------------
За праздником Труб следует День Очищения, предвещающий Последний Суд:
И сказал Господь Моисею, говоря:
Также в десятый день седьмого месяца сего, в День Очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; Никакого дела не делайте в день сей, ибо это День Очищения, дабы очистить вас пред лицом Господа, Бога вашего…
(Лев. 23, 26–28)

Этот день целиком — «от вечера до вечера» — посвящен покаянию, молитвам, чтению Писания. Он именуется ‹Йом га-Киппурим› — буквально «день покрытий [грехов]». В этот праздник предписывается смирение, воздержание от каких бы то ни было дел, кроме Богослужения, и полный пост в течение суток — в знак раскаяния перед вышним Судией:
…А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; И если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа Никакого дела не делайте; это установление вечное в роды ваши во всех жилищах ваших; Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу. (Лев. 23, 29–32)

Как описывается в Библии Последний Суд? Он представлен в разных местах Писания различно, как бы с разных сторон. Прежде всего, сказано, что решающим доводом при защите или обвинении человека будут его дела:
И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. (Откр. 14, 13)
Именно по делам будут судимы восставшие из мертвых и предстоящие престолу вышнего Судии:
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежали небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. (Откр. 20, 11–12)

Когда пред явившимся во славе Сыном Человеческим «соберутся все народы»,
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону его: придите, благословенные Отца моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо алкал я — и вы дали мне есть; жаждал — и вы напоили меня; был странником — и вы приняли меня… (Матф. 25, 34–35)
И в ответ на недоуменный вопрос праведников: когда же это они удостоились послужить самому Мессии? — последует разъяснение:
И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали мне». (Матф. 25, 40)

Также и приговор нечестивым будет основан на их делах — на том, что они не оказывали милости своим страждущим собратьям по человечеству, «меньшим братьям» Христа:
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его: Ибо алкал я — и вы не дали мне есть; жаждал — и вы не напоили меня… (Матф. 25, 41–42)"

Добавлено (2007-10-11, 1:25 Am)
---------------------------------------------
"…После Дня Очищения, знаменующего суд в настоящем и прообразующего Страшный суд, следует последний из годовых праздников — Кущи:
И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник Кущей: семь дней Господу. В первый день священное собрание — никакой работы не работайте; В течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас и приносите жертву Господу; это отдание праздника, никакой работы не работайте. (Лев. 23, 33–36)

Древнееврейское слово ‹суккот› означает «шалаши» (в Синодальном переводе — «кущи»). Непосредственно после исхода, прежде чем были изготовлены шатры для жизни в пустыне, израильтяне поселились в наспех возведенных шалашах из ветвей. Вот почему первая стоянка после выхода из земли Раамсес (или Гесем — Быт. 47, 5–6; Исх. 12, 37) называлась Суккот (в Синодальном переводе — «Сокхоф»: Исх. 12, 37; Числ. 33, 5). Об этом-то событии и заповедано ежегодно вспоминать во дни Кущей:
…В кущах живите семь дней; всякий туземец израильтянин должен жить в кущах, Чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш. (Лев. 23, 42–43)

... праздник Кущей отмечается в конце года, после окончательной уборки урожая, когда каждое семейство и весь народ обеспечены пищей на долгий срок:
…Помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай, и исполняй установления сии. Праздник Кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего; И веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих; Семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произ- ведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться. (Втор. 16, 12–15)

Праздник урожая связан с благодарностью Создателю, дарующему земле плодородие. В момент празднования каждый израильтянин словно бы вновь ощущает себя выходцем из Египта, зависящим только от милости Божьей. Ему предписано выйти из дома, удалиться от амбаров и хранилищ, полных даров земных, и провести семь дней праздника в шалаше, где сквозь крышу из ветвей просвечивает небо. В библейские времена кущи возводились из растений, употребляемых в ритуале этого праздника:
…В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые, и ветви дерев широколиственных, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней… (Лев. 23, 40)

Возвратясь из вавилонского плена, народ возобновил обычай строить кущи из этих растений:
И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой, и ветви маслины дикой, и ветви миртовые, и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному. И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот. (Неем. 8, 15–16)

Согласно Мидрашу, в образах четырех растений скрыт символический смысл. Первое из них — ‹пэри эц гада, «плод дерева великолепного» (в Синодальном переводе — «ветви красивых дерев»),— этрог, цитрусовый плод с сильным ароматом. Этот плод, обладающий вкусом и запахом, символизирует праведника, изучающего Тору (вкус — внутреннее восприятие слова Божьего) и творящего добро людям (запах — проявление внутренних свойств вовне). Второе растение — ‹каппот тэмарим› — «ветви пальмовые». Финиковая пальма приносит плоды, обладающие вкусом, но лишенные запаха, и означает людей, изучающих Тору, но не творящих добрых дел. Третье растение — ‹анаф эц-авот› — «ветвь дерева густолиственного». Это мирт, вечнозеленый кустарник, обладающий приятным запахом, но не приносящий съедобных плодов. Он символизирует тех, кто не изучает Тору, но творит добро. Наконец, четвертое растение — ‹арвэй-нахаль›, «вербы речные»,— лишено как съедобных плодов, так и запаха. Оно указывает на тех, кто не имеет ни знания Торы, ни добрых дел. И если праведник, «этрог», может обрести спасение души самостоятельно, то остальные три вида верующих нуждаются друг в друге для взаимного дополнения и совершенствования.

Вот почему этрог во время Богослужения праздника Кущей верующие держат в левой руке отдельно, подобно царской державе, а остальные три растения связывают вместе и берут в правую руку, как скипетр. При этом правая рука символизирует милость Божию, а левая — правосудие. Так, в Песни Песней правосудие Божье представлено Его левой рукой, находящейся «под головой» невесты — нашей души (как бы испытывая ее мысли и намерения), а Его милосердие изображается в виде правой руки, которой Он «обнимает» душу: Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. (Песн. П. 2, 6)

Добавлено (2007-10-11, 1:25 Am)
---------------------------------------------
Продолжение:
"Только праведник может выдержать испытание правосудием Божьим, поэтому этрог и держат в левой руке. Остальным же «растениям» остается уповать лишь на милость и прощение, обозначаемые десницей…

Есть и иные интерпретации символики упомянутых растений: четыре буквы Тетраграмматона — святейшего имени Божьего; четыре имени библейских праматерей — Сарры, Ревекки, Лии и Рахили; четыре способа восприятия истины (откровение, интуиция, сопереживание, изучение) и т. д. Такая многоплановая символика отражает взаимосоотнесенность понятий и явлений, как бы «прошивающую насквозь» все творение.

…Связаны праздники и с периодами человеческой жизни. Так, Пасха соответствует юности, о чем говорится у пророка Осии:
Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. (Ос. 11, 1)
И через Иеремию Господь также напоминал народу об исходе как времени его «ранней юности»:
…Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспо- минаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. (Иер. 2, 2)
Пятидесятница соответствует зрелому возрасту, когда человек уже видит первые плоды своих земных трудов:
…Соблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле… (Исх. 23, 16)
Кущи же соответствуют старости: труды завершены, урожай с поля убран, и человек возвращается в свое первоначальное состояние «странника и пришельца» на земле, готовясь к переселению в мир иной. Получив плоды земных трудов, мы должны возблагодарить Дарителя — и, отрешаясь от земного, искать Его близости…

Если на Пасху в синагогах читают Песнь Песней — великую поэму любви и юности, то на Кущи — Екклесиаст, книгу, напоминающую, что все в этом мире — суета, кроме познания Бога и исполнения Его заповедей:
Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо. (Еккл. 12, 13–14)

Наконец, Кущи — прообраз переселения праведников после Суда в Царство Божье, знак завершения истории, перехода ее в новое, высшее духовное измерение.
Апостол Иоанн узрел праведников из всех народов, стоящих перед престолом Всевышнего «с пальмовыми ветвями в руках», т. е. празднующих Кущи в высшем мире:
После сего взглянул я, и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение у Бога нашего, сидящего на престоле, и Агнца! (Откр. 7, 9–10)

…Итак, годовой круг праздников можно рассматривать как предвестие всей истории в ее «священном» срезе, т. е. в кульминационных моментах ее духовного развития. В то же время круг праздников — это и путь каждой души.
По отношению к народу Божьему это выглядит так: получив от Господа свободу (Пасха), а затем и Закон вместе с руководством Духа Святого (Пятидесятница), народ в завершение своего пути, в конце дней, воскресает из мертвых (Новолетие) и призывается на Последний Суд (День Очищения). После этого праведники наследуют Царство Божье (Кущи).

Такой же путь предначертан и каждой душе, получающей от Всевышнего великие милости, а затем дающей на суде отчет о прожитой жизни:
Раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; А который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. (Лук. 12, 47–48)
Такое «судебное расследование» ждет каждого из нас по окончании земного бытия, непосредственно после исхода души из тела (ср. Лук. 16, 19–31; II Кор. 5, 10).

Но человек может избрать и другую очередность событий: недаром же библейский год имеет два начала — осеннее и весеннее! Для души может наступить пробуждение — «воскресение из мертвых» — еще в период земной жизни (праздник Труб); затем произойдет ее самоисследование и покаяние пред лицом Господа (День Очищения); после этого — полная перемена жизни, «переселение» из состояния греха и смерти в жизнь вечную (Кущи)"

(Из книги Д.В.Щедровицкого "Введение в Ветхий Завет")
http://www.shchedrovitskiy.ru/books.php?id=1


Будь честен перед самим собой
 
Форум » Вопросы духовного пути » Иудаизм » Рош-ха-Шана, Йом Кипур и Суккот глазами библеиста
Страница 1 из 11
Поиск: