Суббота, 2024-11-30, 7:32 PM
 
Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
О причинах фундаментализма и тоталитаризма в вопросах веры
MisticДата: Воскресенье, 2007-11-11, 0:53 AM | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
В этой статье я хочу затронуть вопрос об извращённом представлении Бога, которое, к сожалению, присуще мышлению многих так называемых «воцерковлённых» или «практикующих» христиан всех деноминаций. Сутью этого представления является вера не в безграничную Божественную любовь, а в тоталитарный образ Бога. А корнем этого этого представления является фанатичное преклонение перед буквой Писания или Предания, отказ от трезвого размышления в пользу бездумного соглашения с авторитетами.

Проблема эта сама по себе очень непростая, ибо многие верующие скажут, что они верят именно благодаря авторитетам (Библии, или Церковных Соборов, или творений святых Отцов и так далее). И я не выступаю против этих авторитетов как таковых. Я выступаю против слепой веры и против невежества. Ведь все эти замечательные вещи – Библейские тексты, решения Соборов, творения святых – возникали в определённом историческом контексте и отражали определённый уровень духовного восприятия.

Кроме того, все эти вещи были культурально обусловлены, то есть соответствовали именно той культуре вместе с мировоззрением людей, языковыми и философскими понятиями, в которой они рождались. Итак, не собираясь умолять их ценности, я хочу рассмотреть те негативные последствия, которые возникают в результате слепой веры и бездумного преклонения перед ними.

Сейчас немало критикуется проявлений фундаментализма в исламе, который характерен нетерпимостью вплоть до войн и мрачных террористических актов. Хотя теология ислама вовсе не обязана к этому сводиться, и на сайте, в частности, представлены статьи о принципах терпимости и милосердия, опирающихся на Коран (в разделе Ислам). Нетерпимость и тоталитаризм же рождаются от искажённого представления о воле Аллаха, то есть от искажения самого образа Бога: люди думают, что тоталитаризм и насилие во имя веры Ему угодно.

Добавлено (2007-11-11, 0:53 Am)
---------------------------------------------
То, что подобные искажения умело используются в политических целях, - это разговор отдельный. Я хочу сосредоточиться не на политике, а на духовной составляющей веры, и заострить внимание не на нетерпимости в исламе, а на нетерпимости в христианстве. Ведь и в христианстве были «священные войны» (крестовые походы) и акты террористического насилия (например, Варфоломеевская ночь) и пылали костры еретиков (инквизиция католиков или борьба со старообрядчеством в России, и у протестантов была своя инквизиция) и так далее.

К счастью, сейчас христианское общество в целом пришло к убеждению недопустимости насилия в вопросах веры и, тем более, войн. Но произошло это, скорее, под влиянием либерализации общества – благодаря так называемым ценностям гуманизма. И как ни странно, эти самые ценности по-прежнему отвергаются многими христианами. Увы, это свидетельствует о том, что нетерпимость к инакомыслию и инаковерию по-прежнему живуча.

Так в чём же дело? Почему многие верующие по-прежнему проникнуты духом борьбы с «еретиками» и «врагами Бога», доводящем некоторых до ненависти? Я вижу главную и наиважнейшую проблему в искажённом восприятии образа Бога.

Если люди верят не в Бога любви и милости, а в Бога-тоталитарного диктатора, который любит лишь своих почитателей (по подобию тоталитарных диктаторов-вождей), то они и сами стремятся быть такими. Ведь Бог – это не просто объект поклонения и любви, но это и Высший Идеал.

Например, Иисус в Евангелии говорит: «будьте совершенны, как и Отец ваш совершен» и «будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Но если люди в своём воображении видят не образ совершенства и милосердия, а образ диктатуры и насилия (так они воспринимают Бога через призму слепого подчинения авторитетам), то для них слова Христа делаются неясными, и вместо: «будьте совершенны» они слышат «отбросьте совесть и будьте марионетками», а вместо «будьте милосердны» - «будьте нетерпимее к инаковерию».

Вот так и рождаются фундаментализм и тоталитаризм. Избавиться от них можно лишь одним путём – через проповедь Бога любви и милости и через преображение в Его образ. Но тогда придётся отказаться от слепой веры и начать думать не чужим умом, а своим. И для многих это очень нелегко, ибо вся их вера построена исключительно на вере авторитету (букве Писания, или букве Собора, или букве Предания и так далее).

Современные представления об этих авторитетах и их истории вполне допускают осознание, что в них кроется не только Божественный источник, но и человеческий фактор тоже. Например, мы можем открыть Псалтырь и прочитать псалом, который был написан в вавилонском пленении: «дочь Вавилона! Блажен тот, кто разобьёт младенцев твоих о камень».

Разумный человек будет размышлять, в чём причина столь категоричного возгласа и должны ли мы применять его в повседневной жизни. И разумный человек поймёт, что Библию писали хоть и пророки, но всё же ЛЮДИ со всеми свойственными людям слабостями и недостатками.

В данном случае человек, писавший это, переживал многие страдания свои и видел страдания своего народа. Представьте себе, что вы бы оказались в плену у врагов, например, во время Великой Отечественной войны, и что бы вы при этом чувствовали…

А что сделает тот, кто привык слепо верить авторитетам? Он скажет: «это Слово Божие, и я ему верю, и блажен тот, кто «разобьёт о камень» врагов Бога." И слава Богу, если при этом у него хватит ума не начать бить кого-то в буквальном смысле, а лишь в смысле идеологической борьбы…

Подобных примеров в Библии можно найти множество, и израильтяне в Библии вели войны ничуть не лучше джихада мусульман…

Поэтому здравый человек должен прежде всего научиться думать сам, а не принимать слепо слова авторитетов, кто бы они ни были. И понимать, что и Библия, и Церковь имеют две составляющие: Божественную и человеческую, а не одну Божественную только.

То, что Божественное, способно помочь нам приближаться к Истине, к Свету, к Добру, к Богообщению. А то, что человеческое, может и сильно помешать нашей духовной жизни. И таким образом, даже святые и полезные сами по себе вещи могут пойти во вред.



Будь честен перед самим собой
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: