Четверг, 2024-05-09, 1:50 AM

Творческий сайт "Внутри"

Начало Каталог статейРегистрацияВход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
конкурс сайтов
Категории каталога
Мои статьи [68]
Творчество моих друзей [9]
Публицистика [257]
Проза [27]
Поэзия [143]
Книги [17]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Каталог статей
» Статьи » Творчество моих друзей

Логос – источник духовного развития человечества (Часть 4)

Логос во вселенной и в истории человечества

Таким образом, Логос – это то, посредством чего трансцендентный Отец сотворил мир, поддерживает его и управляет им. Но роль Логоса не сводится только к поддержанию физического порядка вселенной. Он является источником духовного просвещения: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.В мире был, и мир чрез Него начал быть». (Ин.1,4-5, 9-10) В этих словах существенно утверждение, что Логос просвещает всякого человека, приходящего в мир, то есть это поистине вселенский источник духовного света и познания, действие которого не ограничено различиями между народами и их религиями.

Итак, у вселенной есть «Душа», исходящая из Божественного Первоначала. Этот тезис является чрезвычайно важным для понимания процесса эволюции вселенной в современном значении этого слова, а так же и эволюции человечества. Мир и человек претерпевают развитие не в силу каких-то «магических» свойств материи, которая сама по себе способна не развиваться, а лишь разрушаться  по причине стремления к энтропии (беспорядку, хаосу). Мир и человек развиваются в силу присутствия в них Божественного Логоса – «Души» вселенной, исходящей от Бога. Человечество, таким образом, ведомо Богом. Ведомо к духовному свету, к очищению душ, к спасению. А вместе с человечеством к спасению (преображению) ведётся и вся вселенная. (Это отдельная тема о связи судеб вселенной с судьбами человечества, которую сейчас развивать не буду).

Но это Божественное водительство не навязывается ни миру, ни человечеству извне, а  сокровенным образом осуществляется изнутри – через процессы физического и духовного развития. В качестве примера можно привести слова псалмопевца: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» (Пс.138,13) и «Ты извел меня из чрева» (Пс.21,10). Развитие младенца в утробе матери и последующее его рождение приписаны непосредственно Богу, но мы знаем, что эти процессы происходят по заложенной в организме «программе». Автором же этой «программы» является Творец.

В Библии мы найдём немало описаний того, как Бог проявляет Себя через  естественные силы природы. Вот ещё некоторые примеры: «на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины … Ты послал источники в долины …Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. …Ты простираешь тьму и бывает ночь  … Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.» (Пс.103) «Он речет,- и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его: восходят до небес, нисходят до бездны …Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу, землю плодородную - в солончатую ... Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую - в источники вод…» (Пс.106) «…возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих.» (Пс.134)

Основой существования и развития мира и человека является Логос – «Душа» и «Разум» вселенной, который проявляется в естественных силах и законах природы и естественных способностях человека.  Однако человек свои способности может употребить по-разному или не употребить вовсе. Когда же человек обращается к Богу, то к естественным способностям получает сверхъестественную помощь, которая, однако, тоже не навязывается ему как бы извне, но соединяется с ним изнутри. Так происходит то, что в святоотеческой литературе названо словом «синергия», то есть совместная работа, совместное творчество Бога и людей.

Духовное созревание мира и человека

Христос постепенное духовное  развитие описал притчами: «Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё». (Мтф.13,31-33) «И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». (Мр.4,26-29).

Как постепенно вырастает дерево, так постепенно происходит и духовное развитие мира. Как постепенно заквашивается тесто, так и мир преобразуется, постепенно воспринимая Божественное учение. То же касается и отдельного человека: как постепенно возрастает из семени колос, а потом зерно и плоды, так и человек духовно возрастает и становится способным приносить добрые духовные плоды, а жатва символизирует конец земной жизни и переход в Вечность.  Развитие духа происходит не внезапно, а постепенно, и в ту меру, в которую люди возрастают, им открываются духовные истины.

Приведу ещё один пример из Евангелия. Известно, что Закон Моисея допускает разводы, но Христос говорит: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». А когда ему задают вопрос, почему же в таком случае Моисей разрешил разводы, Христос даёт ответ: «по жестокосердию вашему». Иначе говоря, Бог снизошёл к слабости и духовной незрелости людей и допустил, чтобы Моисей разрешил разводиться.

Подобных допущений из снисхождения к людям можно найти в Ветхом Завете множество. Например, очевидно, что Бог не нуждается в жертвоприношениях животных. Он не кровожаден, и Ему вовсе не доставляет удовольствие убийство. Но в ту эпоху так поступали все народы: жертвами «умилостивляли» богов, и Бог снизошёл к духовному уровню людей, допустив им в Законе Моисея приносить жертвы. Хотя в Библии это допущение описывается как повеление, но понятно, что так понимали люди – что Бог повелел приносить жертвы. Смысл же состоял в том, чтобы люди приносили жертвы не всем богам, а лишь Ему, чтобы имели твёрдую веру в единого Бога.

Подобным образом и войны иудеев, описанные и в Пятикнижии, и в книге Иисуса Навина, и Судей, и Царств, являются отнюдь не волей Бога, а снисхождением к иудеям, потому что только таким способом они могли войти в обетованную землю, не сделавшись рабами её обитателей. Представить себе, будто бы Бог желал и множества жертвоприношений, и жестоких войн, означает представлять Бога по подобию человека, причём отнюдь не лучшего в нравственном отношении. Бог не может быть хуже человека: если люди доросли духовно до осознания бессмысленности жертв и недопустимости религиозных войн, значит, Бог привёл их на более высокую духовную ступеньку, Сам же при этом находясь неизмеримо выше человека. Бог хочет возвести людей до Своего уровня, и в этом суть духовного развития.

Исходя из всего сказанного выше, становится очевидным, что буквалистски относиться к каждому слову и каждой букве книг Библии нельзя. Это неизбежно приведёт к серьёзным искажениям образа Бога. Книги Библии являются обобщением духовного опыта людей, накопленного многими поколениями. Этот опыт имел свою эволюцию – постепенное восхождение человека к Богу. В священных книгах отражается этот духовный путь.  Вера древних людей во многом отличается от веры христианских святых, потому что они стоят на разных ступенях духовного развития.

 

 

Понятие литературного жанра

Бог присутствует в мире сокровенно: присутствует в естественном ходе истории и в обыденных событиях нашей жизни. Но не противоречат ли такому утверждению многочисленные грандиозные чудеса истории Израиля, описанные в Ветхом Завете? Мы читаем, как расступается море,  как движется в стане Столп Огненный, как останавливается течение Иордана, как замирает солнце по повелению Иисуса Навина...

Вот как объясняет это кажущееся противоречие А. Карташев: «Древнему языку свойственна народно-поэтическая форма. В библейские книги включено много готовых кусков народной песенной литературы... А поэзия вообще, народная в частности немыслима без гипербол и фантазий... Девора поет, что «звезды с неба, с путей своих сражались» с Сисарой (Суд 5,20). Не только в этом случае, но и в сражении под Гаваоном Иисуса Навина с Амореями, когда было остановлено солнце (Ис. Навин 10,15), чтобы одной кучке сражающихся было удобнее добить другую, вовсе не нужно было беспокоить небесные светила и нарушить всю небесную механику. Это просто язык народной поэзии» (Л. Карташев. Цит. соч. с. 41).

Кроме особенностей языка поэзии, мы должны иметь в виду и то, что духовные истины, особенно в древние времена, облекаются в форму мифа, о чём было сказано ранее. Многие  библейские «чудеса» относятся к разряду аллегорий и символов, которые нельзя толковать натуралистически. Проблема понимания многих библейских чудес истории древнего мира и Израиля оказывается связанной с проблемой литературного жанра. Духовные тайны невозможно выразить языком обыденной речи. Тем более, что в те далёкие времена, когда писались книги Библии, мышление и мировосприятие людей было иным, нежели сейчас. Им было гораздо проще понять присутствие Бога в мире и  истории через описание грандиозных чудес, чем через сложные рассуждения, к которым прибегали философы. Примером таких рассуждений философов является описанное выше учение о Логосе как посреднике между Богом и миром. Подобные примеры показывают, что люди осознают сокровенное присутствие и действие Бога, но выражают это представление разными способами, в зависимости от особенностей их восприятия и мышления.

Заключение

Всё вокруг нас свидетельствует о Высшем Разуме, который сотворил мир и поддерживает его существование. Когда мы взираем на цветы, траву и деревья, на животных и птиц, на холмы и горы, на поля и долины, на реки и моря, на небо, солнце, луну и звёзды,  то невольно душа наша наполняется радостью и трепетом от красоты и величия окружающего мира. Созерцая это прекрасное мироздание, мы соприкасаемся с Вечным Источником и Началом всего – с Тем, Который превыше всего и больше всего.

Но не менее прекрасными, чем окружающий нас мир, являемся мы сами. «Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца». (Еккл.3,11) Весь мир заключён в сердце человеческом. Недаром древние мудрецы говорили, что человек есть микрокосмос. И от того, как относится человек к самому себе – видит ли он в себе это великое богатство, называемое в Библии образом и подобием Божьим, –  зависит и его отношение к окружающему миру и судьбы творения. Человек ответственен за самого себя и за весь мир. И хотя, глядя на бесконечное величие вселенной, кажется, что человек в сравнении со всем этим – червь и ничтожная пылинка, всё же именно человеком увенчивается мироздание.«Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.» (Пс.8,4-9)  

Предназначение человека – быть богом – не Тем, Который сотворил весь мир, а тем, который раскрывает Его образ в себе. «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего все вы», - говорит Христос, повторяя слова древнего псалмопевца. Это цель, к которой постепенно ведёт человечество вечный Логос – Разум Бога и «Душа» мира.

 

 

Категория: Творчество моих друзей | Добавил: cetroi (2007-09-19) | Автор: Елена Преображенская, город Москва.
Просмотров: 1671 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]