Пятница, 2024-03-29, 6:56 PM
 
Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Вопросы духовного пути » Христианство » Смысл иконопочитания в христианстве
Смысл иконопочитания в христианстве
MisticДата: Среда, 2007-10-10, 11:35 PM | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
Прежде чем обратиться к смыслу иконописи и иконопочитания, рассмотрим смысл второй заповеди Ветхого Завета - "не сотвори себе кумира и не делай никакого изображения".
Книга Второзакония (4 гл.):

11 Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак.
12 И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас;
13 и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях;
14 и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.
15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня,
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
18 изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;
19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.

Вторая Заповедь Закона направлена против любых попыток сделать изображение БОГА, потому что БОГ НЕПОСТИЖИМ И НЕИЗОБРАЗИМ. Для подтверждения этой мысли, Моисей подчёркивает, что во время Богоявления на Хориве (Синае), люди НЕ ВИДЕЛИ НИКАКОГО ОБРАЗА невидимого Бога.

Но вот в Новом Завете мы читаем нечто иное:
1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, --
2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, --
3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.

И ещё: "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" - то есть Христос явил образ Бога Отца, во Христе невидимый Бог ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ (стал человеком).

Первые христианские изображения появились в первых веках, то есть С САМОГО НАЧАЛА христианства - в катакомбах. Можно смотреть некоторые из этих изображения тут:
http://campus.belmont.edu/honors/CatPix/CatPix.html и
http://campus.belmont.edu/honors/catacombs/catacombs.htm

Вначале изображения носили символический характер, как описано это в историческом очерке, ссылку на который я дала выше. Однако уже в катакомбах мы видим человеческие изображения. Христиане рисовали то, во что верили. Позднее с развитием иконописи на иконах мы видим всю священную историю Ветхого Завета (пророков) и Нового (Христа, Богородицу, апостолов, евангелистов и святых).

Добавлено (2007-10-10, 11:35 Pm)
---------------------------------------------
Продолжение:
Вот как это объясняет в ту пору, когда шёл ожесточённый спор между иконоборцами и иконопочитателями, защитник иконопочитания святой Иоанн Дамаскин:

"Ибо некоторые восстали, говоря, что не должно для созерцания, и славы, и удивления, и соревнования изображать и выставлять [публично] спасительных чудес и страданий Христа и подвигов святых против диавола. И кто, обладая божественным знанием и духовною проницательностью, не замечает, что [это] — внушение диавола? Ибо он не желает, чтоб было обнародуемо поражение и посрамление его, также не желает и того, чтобы была начертана слава Бога и святых Его, Ибо если бы мы делали изображение невидимого Бога, то действительно погрешали бы, потому что невозможно, чтоб было изображено бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое, И опять: если бы то, что мы делали, считали богами и служили как богам, то действительно поступали бы нечестиво. Но мы не делаем ничего из этого. Ибо, после того как Бог, по неизреченной Своей благости, воплотился и явился на земле во плоти, и обращался между людьми (Вар 3:38), и воспринял природу [нашу], и величину, и образ, и цвет плоти, мы, делая Его изображение, не погрешаем. Ибо сильно желаем увидеть Его образ; потому что, как говорит божественный Апостол, теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадателъно (1 Кор 13:12). Изображение же и есть тусклое стекло и гадание, соразмерное с величиной нашего тела. Ибо, говорит божественный Григорий, ум и после многих напряжений не в состоянии выйти из пределов телесного.
III. О, прочь от тебя, завистливый диавол! Ты завидуешь нам в том, чтобы мы видели Господа нашего изображение и через него освящались, что также видели спасительные Его страдания, и удивлялись Его снисхождению, и созерцали Его чудеса, и познавали, и прославляли могущество Его Божества. Ты завидуешь святым из-за данной им от Бога чести. Не желаешь, чтобы мы видели начертанною их славу и сделались подражателями их мужества и веры. Не повинуемся тебе, завистливый и человеконенавистный демон
. "

Добавлено (2007-10-10, 11:35 Pm)
---------------------------------------------
Продолжение:
Другое объяснение, которое я хочу процитировать, принадлежит трудам русского православного богослова, погибшего на Соловках в 1937 году, отцу Павлу Флоренскому:

"Алтарная преграда, разделяющая два мира, есть иконостас... Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий, сферу небесной славы, и возвещающих тайну. Иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и ангелов — агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, — свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти. Иконостас есть сами святые. И если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы.

По немощности духовного зрения молящихся, Церкви, в заботе о них, приходится пристраивать некоторое пособие духовной вялости: эти небесные видения, яркие, четкие и светлые, отмечать, закреплять вещественно, след их связывать краскою. Но вещественный иконостас, не прячет что-то от верующих — любопытные и острые тайны, как по невежеству и самолюбию вообразили некоторые, а, напротив, указывает им, полу-слепым, на тайны алтаря, открывает им, хромым и увечным, вход в иной мир, запертый от них собственною их косностью, кричит им в глухие уши о Царствии Небесном

... Но вещественный иконостас не заменяет собою иконостаса живых свидетелей и ставится не вместо них, а — лишь как указание на них, чтобы сосредоточить молящихся вниманием на них. Направленность же внимания есть необходимое условие для развития духовного зрения. Образно говоря, храм без вещественного иконостаса отделен от алтаря глухой стеной; иконостас же пробивает в ней окна, и тогда через их стекла мы видим, по крайней мере можем видеть, происходящее за ними — живых свидетелей Божиих. Уничтожить иконы — это значит замуравить окна; напротив, вынуть и стекла, ослабляющие духовный свет для тех, кто способен вообще видеть его непосредственно, образно говоря, в прозрачнейшем безвоздушном пространстве, — это значит научиться дышать эфиром и жить в свете славы Божией; тогда, когда это будет, вещественный иконостас сам собою упразднится, с упразднением всего образа мира сего и с упразднением даже веры и надежды и с созерцанием чистою любовию вечной славы Божией."

Текст не очень простой, но коротко можно сказать, что иконы - это окно в духовный мир. Протестантам, оторвавшимся не только от духовности Церкви, но и от культуры, всё это понять трудно. Но священные изображения - это действительно выражение христианской веры. И они постоянно напоминают нам о жизни и страданиях Христа и о святой жизни святых, чтобы мы им подражали (как сказано в приведённом отрывке Иоанна Дамаскина).


Будь честен перед самим собой
 
elenberg2007Дата: Среда, 2007-10-17, 8:41 PM | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус: Offline
Mistic !
=======================================================
Какие Ваши Выводы по этой Теме ?


Богоед -Целитель

исцеленние рака, проказы, инфарктов, инсультов, табакокурения, алкоголизма, наркомании, сексуальной зависимости, депрессии, страхов, неуверенности в себе и так далее.

 
MisticДата: Среда, 2007-10-17, 11:06 PM | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (elenberg2007)
Какие Ваши Выводы по этой Теме ?

Выводы простые: иконопись точно так же прославляет Бога, как проповедь, стихи, пение и другие виды творчества, где люди проявляют способности, которыми их наделил Господь.
И точно так же как и в других случаях, через иконы другие люди могут приближаться к Богу.


Будь честен перед самим собой
 
elenberg2007Дата: Четверг, 2007-10-18, 6:44 PM | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус: Offline
Mistic : И точно так же как и в других случаях, через иконы другие люди могут приближаться к Богу.
=======================================================
Через Картины- мировые Шедевры, то с этим Согласен !
А как через Иконы ? Объясните Пожалуйста !
Может быть я просто Никогда не видел Настояших Живых Икон ?


Богоед -Целитель

исцеленние рака, проказы, инфарктов, инсультов, табакокурения, алкоголизма, наркомании, сексуальной зависимости, депрессии, страхов, неуверенности в себе и так далее.

 
MisticДата: Пятница, 2007-10-19, 5:41 PM | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (elenberg2007)
Через Картины- мировые Шедевры, то с этим Согласен !
А как через Иконы ? Объясните Пожалуйста !
Может быть я просто Никогда не видел Настояших Живых Икон ?

Какие произведения кажутся вам "живыми", а какие - нет, - это ваше личное, индивидуальное восприятие.
Вам кажется живым одно, а мне, скажем, это совершенно не кажется живым. И наоборот, мне нечто кажется живым, а вам это кажется неживым.
Вопрос не в том, чтобы у всех было совершенно одинаковое восприятие, а в самом принципе: люди через свои творения передают нечто духовное, что для них важно.

Что касается конкретно икон, то очень многие иконы являются мировыми шедеврами.


Будь честен перед самим собой
 
elenberg2007Дата: Пятница, 2007-10-19, 8:11 PM | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус: Offline
Mistic :Вам кажется живым одно, а мне, скажем, это совершенно не кажется живым. И наоборот, мне нечто кажется живым, а вам это кажется неживым
======================================================
С этим я с Вами Согласен !


Богоед -Целитель

исцеленние рака, проказы, инфарктов, инсультов, табакокурения, алкоголизма, наркомании, сексуальной зависимости, депрессии, страхов, неуверенности в себе и так далее.

 
Форум » Вопросы духовного пути » Христианство » Смысл иконопочитания в христианстве
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: