Суббота, 2017-05-27, 8:30 PM
 
Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Вопросы духовного пути » Иудаизм » Четыре общих совета по обузданию гнева и всех дурных качеств
Четыре общих совета по обузданию гнева и всех дурных качеств
MisticДата: Четверг, 2007-10-11, 1:35 AM | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
Четыре общих совета по обузданию гнева и всех дурных качеств характера (глава из книги "Как одолеть гнев") (р. Авраам Елин):

«Сказал Всевышний евреям: Мои дети, чего Я от вас хочу? Только чтобы вы любили друг друга и уважали друг друга » (Тана Дебей Элияу Раба 28)

1. Есть четыре общих совета, помогающие бороться со злым началом. Вот они:

А. Постоянно изучать книги мусара, рассказывающие, с одной стороны, о величии служения Всевышнему и награде праведникам и, с другой стороны, о презренности греха и наказании грешников.

Б. Постоянно размышлять о единстве Всевышнего, о том, что все существующее, все силы и их воздействия, даже происходящие от людей - обладателей свободы выбора, и даже подстрекательство побуждения ко злу и силы зла - все они от Б-га. Он сотворил все и управляет всем всегда и везде.

В. Углубленно размышлять о том, что весь этот мир - суета сует, и представлять, что все, находящееся под властью времени, как будто уже в прошлом и не имеет никакого значения.

Г. Постоянно и искренне молиться Всевышнему, чтобы Он избавил человека от замыслов злого начала и приблизил к служению Себе.

Эти советы общего плана весьма действенны также и для частного случая, которому посвящена эта книга: исправления качества гневливости.

2. О первом совете - постоянно изучать книги мусара, говорящие о награде и наказании - сказано в книге Решит хохма: "Полезно составить себе небольшую памятку о расплате за гнев и гордыню и о достоинстве скромности и читать ее каждый день. Этот способ весьма эффективен, ведь только глупец может променять малую прибыль на большой убыток. (Ведь прибыль от гнева невелика, а убыток огромен). Но когда человек гневается, он забывает про все наказания, которые ему грозят, и про все достоинства, которых он лишается. Если же он постоянно будет читать подобную памятку, то не забудет об этом и поостережется".

Подробный материал на эту тему можно найти в первой части книги Орэх апаим.

Добавлено (2007-10-11, 1:33 Am)
---------------------------------------------
Продолжение:
"3. Второй совет - постоянно помнить о том, что все происходящее с человеком в любом месте и в любое время, даже если это исходит от других людей - все это от Б-га. Этот совет, безусловно, очень поможет остерегаться гнева в сердце на людей, доставивших вам неприятности или нанесших материальный или моральный ущерб. Ведь когда еврей осознает, что это неприятность полагается ему и назначена ему Всевышним, а данный человек - только Его посланник, и если бы не он, Всевышний нашел бы другого посланника, он не будет гневаться на этого человека, который вовсе не является причиной беды или посрамления. В книге Тания сказано: "Наши мудрецы сказали, что всякий, кто гневается, подобен идолопоклоннику". Причина этого в том, что в момент гнева он лишается веры в Б-га. Ведь если бы он верил, что данная неприятность - от Всевышнего, он бы не гневался вовсе. И хотя оскорбил или ударил его или нанес ему ущерб человек, обладатель свободы выбора, и земной или Небесный суд признает его виновным за его злой выбор, тем не менее, потерпевшему уже был вынесен Небесный приговор понести определенный ущерб, и у Вездесущего есть много посланников, чтобы исполнить его...

А в книге Решит хохма написано, что если люди позорят человека или причиняют ему зло, он должен вспомнить, что причиной тому обвинение, которое за его грехи Сатан выдвигает в Небесном суде. И беспокоиться он должен об этих грехах!

В книге Сэфер хасидим рассказывается о том, как некто причинял неприятности мудрецу. Сказали мудрецу: "Как велик грех этого человека, заставляющего тебя незаслуженно страдать!" Мудрец ответил: "Это мои грехи повлекли мне эти страдания." Сказали ему: "Тебе следует наказать и проклясть его!" Он ответил: "В таком случае я наказал и проклял бы самого себя, ведь это мои грехи являются причиной этих страданий. Как сказал Йеуда Йосэфу: "Б-г нашел грех твоих рабов" - мне ясно, что один из твоих рабов подложил кубок в мешок Биньямина, но истинной причиной этой беды является наш грех. И когда Шими проклинал Давида, тот сказал: "Оставьте его, пусть проклинает - это Б-г сказал ему "Проклинай!", мой грех повлек это".

Написано в книге Ховот алевавот: "Что касается врагов и недоброжелателей - в этом вопросе следует положиться на Творца: терпеть от них оскорбления и не платить им той же монетой, а, наоборот, воздавать им добром и помнить, что как успехи, так и беды человека - в руках Всевышнего. И если эти люди наносят ущерб, следует думать о них хорошо, а подозревать себя и свои деяния в недостаточности служения Всевышнему и просить Б-га искупить грехи. Тогда даже враги полюбят такого человека, как написано (Мишлей 16): "Если Ашему желанны пути человека, то и его врагов Он заставит помириться с ним".

В книге Хэсед леавраам раби Авраам Азулай написал: "Всевышний всегда воздает человеку по принципу "мера за меру". Так же как муж ведет себя по отношению к Творцу, так его жена ведет себя по отношению к нему. Именно это имели в виду Мудрецы, сказав: "Удостоился - помощница, не удостоился - против него". Жена бунтует против мужа так же, как тот бунтует против Творца. Этот принцип, однако, относится только к праведникам. И поэтому человек Торы, которого не слушается жена, не должен возмущаться ею, так как он сам виноват в этом. Что же касается злодеев - их жены естественным образом их слушаются, потому что боятся их".

А в книге Мэор эйнаим раби Нахума из Чернобыля объясняется, что если кто-то причинил зло человеку - это означает, что тот как бы совершил подобный грех по отношению к Всевышнему в том, что касается служения Ему. Всевышний посылает ему это зло, чтобы он ощутил его и раскаялся в своем грехе. Посмотрев под этим углом зрения на те вещи, которые обычно вызывают его гнев, человек, конечно же, не рассердится. Ибо если он посмеет сделать так, тотчас же с Небес ответят ему “мера за меру” бедами и неприятностями. Поэтому-то благо тому, кто руководствуется принципом: “Мягкий ответ отвращает гнев”.

Добавлено (2007-10-11, 1:34 Am)
---------------------------------------------
Продолжение:
"4. В этом разрезе лежит другой хороший совет по обузданию гнева. Если вас кто-то преследует и хочет причинить зло, необходимо молиться Всевышнему и уповать на Него, что Он охранит вас от всякого ущерба и несчастья, и недоброжелатель не сможет вам ничего сделать. Более того, даже если вам кажется, что некто причинил вам зло, следует верить и полагаться на Ашема, что и это к лучшему, и именно это зло принесет вам в будущем добро. Как это было при продаже Йосэфа: в момент продажи казалось, что совершается ужасное зло, а на самом деле продажа обернулась для него добром даже в этом мире - он стал правителем Египта.

И сдается мне, что таково объяснение слов царя Давида (Теилим 27): “Ашем - мой свет и мое спасение; кого мне бояться? Ашем - твердыня моей жизни; кого устрашусь?.. Если соберется на меня (военный) стан, мое сердце не убоится; если на меня налетит война, вот на что я уповаю”. На это самоё, на войну, которую ведут против меня, я уповаю, что она - к моей пользе и к добру, что меня преследуют единственно к моему благу. И именно благодаря моей вере и моему упованию на Всевышнего, Тот, Кто управляет всем, обратит беду в очевидное благо.

Поэтому, когда кто-нибудь преследует вас с намерением причинить зло, оберечься от гнева можно, сказав вслух стих: "Если соберется на меня (военный) стан, мое сердце не убоится; если на меня налетит война, вот на что я уповаю”. При этом нужно иметь в виду, что сами по себе преследования и есть добро для меня и мое спасение даже в этом мире. И повторяйте много раз с радостным чувством: “Вот он преследует меня! Нет сомнений: он гонит меня к том, что является для меня благом!”

Этот совет творит самые настоящие чудеса! Я много раз прибегал к нему и немедленно видел, что так оно и есть - гонения служили немедленному раскрытию добра!

5. Есть еще одна причина, по которой человек, помнящий о единстве Творца, не будет гневаться. Ведь если человек помнит о том, что вся земля полна славы Всевышнего, и Он постоянно наблюдает за каждым его действием и знает все его мысли, он проникнется страхом перед Ним. Ведь в присутствии царя люди не проявляют гнева, но трепещут и боятся его и обращаются к царю с просьбами, так как все в его власти.

6. Третий совет, помогающий бороться со злым началом, - помнить о том, что этот мир - суета сует, истинное ничто - чрезвычайно эффективен в данном случае и, как показывает опыт, помогает против всех видов гнева и раздражения. Ведь если все в этом мире суета и тщета, если все постоянно и ежесекундно выводится Творцом из абсолютного небытия и значит по сути таковым и является, так на что тут сердиться?! Поэтому следует выделить время, чтобы каждый день углубленно размышлять о суетности мира и пробуждать душу от спячки, которую навевают на нее обстоятельства этого мира. Хорошее воздействие в этом направлении оказывает Коэлет и книги мусара. Размышления о смерти и обо всем связанном с ней укрепляют в человеке осознание суетности и временности этого мира, как сказано в Коэлете (7:2): "Лучше идти в дом траура, чем идти в дом веселья, ведь таков конец всякого человека; а живущий пусть поразмыслит над этим".

И так постоянно каждый раз, когда вы не заняты изучением Торы и служением, возьмите в привычку размышлять о том, что все люди - и он не исключение - со всеми их удовольствиями, устремлениями и страстями, поистине подобны мертвецам. Миг! - и нет их, и что осталось после? Если какой-нибудь человек поносит вас, стоит ли обращать внимание на то, как один мертвец - тлен и черви - поносит другого?! И тогда, не только посрамление не покажется вам унизительным, но, напротив, вы возрадуетесь тому, что принадлежите кругу обижаемых. Ведь наши мудрецы сказали: “Лучше быть обижаемым, чем обидчиком” - награда тех, кто терпеливо сносит посрамление, необычайно велика!

Добавлено (2007-10-11, 1:34 Am)
---------------------------------------------
Продолжение:
"7. Вот над чем еще стоит поразмышлять. Человека обычно не волнует и не беспокоит то, что произошло вчера, а, тем более, несколько месяцев назад. Он не наслаждается минувшим удовольствием и не страдает пережитой болью. Даже сильная боль не переживается так, как это было в тот день и в тот час. Наоборот, разумный человек, осведомленный о благе страданий в этом мире, будет радоваться, вспоминая о пережитых им бедах.

Что же касается гнева, очевидно, что уже через час после его проявления человек будет очень сожалеть об этом, и это сожаление никогда не оставит его. И наоборот, если он сдержит себя и смолчит, он весьма возрадуется в будущем. В книге Решит хохма описывается история об одном благочестивом человеке, которого спросили: "Какой из дней твоей жизни был самым радостным для тебя?" Тот ответил, что это был день, когда его чрезвычайно сильно опозорили, и он снес это молча и не рассердился.

Таким образом, легко представить себе и понять, что проблема, по поводу которой вы гневаетесь - суета и тщета, нечто как будто уже прошедшее, ведь ясно, что четверть часа, которые требуются вам, чтобы остыть - это ничто, и пока вы будете говорить - это время пройдет. И даже день, неделя или месяц - всякий, видя, как быстро летит время, понимает, что это ничто, а время, которое будет после этого - бесконечно. Поэтому кто же согласится быть таким глупцом, чтобы из-за нескольких минут, которые даже в этом мире ничего не стоят, портить себе жизнь навеки. И тот, кто хорошенько поразмыслит над этим, не будет обращать внимания на все обиды и оскорбления, и удостоится быть среди "обижаемых и не обижающих", о которых сказано: "А любящие Его - как выход Солнца в силе его".

8. Много лет я потратил по поиск путей приобретения терпеливости и смирения и убедился со всей очевидностью, что ни одно из них не обладает такой эффективностью, как установление особого времени для ежедневных размышлений о суетности и тщетности этого мира. Поэтому тот, кто желает освятить себя и усовершенствовать эти качества, пусть последует этому совету, который принесет ему больше пользы, чем все посты и другие изнурения. Вот что пишет по этому поводу раби Шнеур Залман из Ляд: "Размышляя об этом, человек смягчит свое сердце, и все, что подчинено времени -прошлое, настоящее и будущее - будет для него одинаково, он не будет желать этого и не будет обращать на это внимание. Он скажет себе: "Несколько лет назад я не собирался думать по данному поводу, и через несколько лет этой проблемы уже не будет, и почему то же самое не справедливо и по отношению к настоящему?".

Добавлено (2007-10-11, 1:35 Am)
---------------------------------------------
Завершение:
"9. Четвертый совет - постоянно молиться Всевышнему, чтобы Он помог человеку приблизиться к Нему - Мудрецы советовали употреблять для того, чтобы оберечься от гнева.

Написал автор Решит хохма от имени своего учителя: “Надлежит молиться Всевышнему всякий раз - в шахарит, в минху и маарив - чтобы Тот удостоил его скромностью и смирением и чтобы он мог радоваться страданиям, которые испытывает в то время, когда его позорят и гневят. Этим он умилостивит Всевышнего и искупит грехи, порожденные гневом и высокомерием. И поскольку такой будет его просьба, он не разозлится и не ответит на посрамление”.

Мудрецы много писали о том, что следует начинать и завершать день молитвой-просьбой об обережении от гнева. Сэфер харедим пишет, ссылаясь на рукопись Пиркей раби Акива, что раби Акива каждое утро по пробуждении ото сна произносил сразу после Модэ ани такую молитву: “Да будет Твоя воля, Ашем, мой Б-г и Б-г моих отцов, чтобы я не разгневался и не прогневил Тебя”. Подобную же молитву он произносил по окончании Шмонэ эсрэ).

В книге Йесод Йосэф написано, что час, когда человек надевает цицит, это время благоволения Всевышнего, чтобы просить избавления от зависти, беспричинной вражды и гнева.

Тот, кто последует этому совету, не должен довольствоваться только указанными моментами. Но должен приучить себя молиться об этом постоянно, множить и множить свои просьбы и мольбы с плачем и слезами, лучше - на родном языке, слова которого способны пробудить его сердце с большей силой. И с течением времени он обязательно увидит результат действия всех своих молитв, хотя на это могут уйти месяцы и годы. Раби Нахман из Брецлава писал, что всем основным своим достижениям в области служения Всевышнему он обязан непрерывным молитвам и просьбам удостоить его высокого уровня служения. Он не пропускал ни одной просьбы и мольбы, которую находил в сидурах и прочих книгах, в том числе и написанные на идише, постоянно читал Теилим. Раби Нахман особенно подчеркивал важность молитв в уединении на родном разговорном языке. Он часто говорил своим ученикам, что тот, кто, по крайней мере, один час в день посвятит таким молитвам, обязательно удостоится приблизиться к Всевышнему.

Написано также о Святом Ари, что всех своих удивительных результатов он добился непрестанной молитвой в слезах. И все великие праведники достигли своего уровня этим же способом.

Лучшее время для уединения - ночь, а лучшее место - за городом. Очень хорошо молиться и читать Теилим в поле, среди трав и деревьев.

10. В том же русле лежит совет, который приводят многие источники, в частности от имени Бешта: постоянно молиться о ниспослании посрамления. И поскольку такова просьба самого человека, ему будет легче устоять в этом испытании и не рассердиться, когда его начнут ругать и срамить. Напротив, он будет рад этому, ведь именно об этом он и просил."

Источник: http://www.toldot.ru/


Будь честен перед самим собой
 
натальчикДата: Суббота, 2011-03-26, 9:00 PM | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
и ещё совет: быть уверенным в своих силах, что ты справишься.
 
OsipovayzДата: Пятница, 2016-08-26, 11:37 AM | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Как же можно рассчитывать, что человечество способно внять совету, если его не хватает даже на то, чтобы внять предостережению? Лучшая идея - эксперимент. Днепропетровск.

лучшая эротика онлайн
 
Форум » Вопросы духовного пути » Иудаизм » Четыре общих совета по обузданию гнева и всех дурных качеств
Страница 1 из 11
Поиск: